Советский период

Совтрансавто

Начало сотрудничества компании Volvo Trucks с нашим государством пришлось на начало 70-х годов. Советский Союз тогда был обособлен от большей части мира, в стране велось централизованное плановое хозяйство, существовала государственная монополия внешней торговли. На практике это означало, что все внешнеторговые операции должны были проводиться только специально уполномоченными для этого государственными учреждениями. Правом на зарубежные закупки автомобилей в семидесятые годы обладал только «Автоэкспорт», а единственным международным автомобильным перевозчиком в СССР тогда была другая организация - «Совтрансавто».

советский период

Именно «Совтрансавто» осуществляло перевозки грузов из СССР в страны социалистического лагеря, Западной Европы, а также в Иран и на Ближний Восток.

Основным транспортным средством были отечественные МАЗы, но надежность и возможность обслуживания этих машин за границами Советского Союза оставляли желать лучшего. Для дальнейшей работы необходимы были современные грузовые автомобили. Тогда-то через «Автоэкспорт» начали искать партнера, который мог бы поставлять грузовики в СССР. Требования к новым машинам предъявлялись довольно жесткие. Они должны были быть современными, надежными, выносливыми, экономичными и к тому же сравнительно недорогими. После долгих поисков советские специалисты остановились на продукции компании Volvo Trucks - тягачах F89 c колесной формулой  6х4.

Один из первых руководителей «Совтрансавто» Аркадий Суворов, выбиравший за границей грузовики, позже вспоминал: «Велось много переговоров, показывали нам много машин. Но, памятуя, что у нас хороших дорог нет, одни ухабы, мы решили выбрать автомобили «поздоровей»…. В 1973 году мы подписали контракт с Volvo на поставку 100 седельных тягачей. С рынка Франции пришла сотня полуприцепов фирмы Taylor. Все это была новая техника, мы разместили ее в Кунцево». Так в СССР появились первые тягачи  Volvo. Это были вообще первые иностранные грузовые автомобили, закупленные Советским Союзом в период «развитого социализма».

советский период

Один из первых руководителей «Совтрансавто» Аркадий Суворов, выбиравший за границей грузовики, позже вспоминал: «Велось много переговоров, показывали нам много машин. Но, памятуя, что у нас хороших дорог нет, одни ухабы, мы решили выбрать автомобили «поздоровей»…. В 1973 году мы подписали контракт с Volvo на поставку 100 седельных тягачей. С рынка Франции пришла сотня полуприцепов фирмы Taylor. Все это была новая техника, мы разместили ее в Кунцево». Так в СССР появились первые тягачи  Volvo. Это были вообще первые иностранные грузовые автомобили, закупленные Советским Союзом в период «развитого социализма».

Приобретенные грузовики планировали использовать на протяжении 6-8 лет, а затем заменять новыми, но практика показала, что машины эти действительно надежные: в условиях жесткой эксплуатации они проработали по 15-20, а некоторые и 30 лет, «накатав» сверх нормы по миллиону и более километров. Поначалу, предполагалось, что тягачи Volvo будут окупаться через три-четыре года, но потом выяснилось, что в реальных условиях эти машины окупаются за полтора-два года, а потом начинают приносить чистую прибыль.

Сотрудничество с Volvo продолжилось. Другой ветеран «Совтрансавто», ныне заместитель генерального директора этой компании Виктор Самохвалов рассказал: «У Volvo в 70-е годы нас привлекало еще и то, что там было хорошо поставлено обучение. Они проводили стажировки наших механиков, которые ездили в Швецию в учебный центр компании, где и проходили занятия. На завод  Volvo мы  возили и первые двигатели на капитальный ремонт. По поставкам запчастей тоже  вопросов не возникало, особенно после того, как в 1981 году заработал консигнационный склад на базе ленинградского подразделения - «Совавто-Ленинград» (сегодня «Совавто - Санкт-Петербург»). А в 1983 году в Ленинграде же открылся и технический центр Volvo, что еще больше облегчило работу».

После покупки первой партии тягачей, «Совтрансавто» стал постоянным клиентом Volvo Trucks. Машины закупались обычно крупными партиями - по 50-100 штук, причем компания делала советской стороне, как постоянному крупному покупателю хорошие скидки. А в 1989 году произошло знаменательное событие. В СССР была поставлена очередная партия из 50 тягачей, среди которых был автомобиль Volvo F12 Intercooler с заводским номером шасси 329898, оснащенный шестицилиндровым дизелем прямого впрыска мощностью 395 л.с. (291 kW) с турбонаддувом и промежуточным охладителем. Этот грузовик стал юбилейным - тысячным тягачом, который компания Volvo поставила в Советский Союз. В рамках празднования этого события прошла торжественная церемония передачи советской стороне символического ключа от машины.

В пресс-релизе, выпущенном Volvo International Development Corporation, отмечалось: «На торжественной церемонии передачи автомобиля присутствовали президент Volvo International Ове Андерсcон и руководитель технического департамента «Совтрансавто» Виктор Самохвалов, которому президент вручил символический ключ от юбилейного грузовика. В ней также приняли участие водители «Совтрансавто», которые прошли курс обучения и стажировки на Volvo Truck Corporation…


Юбилейный автомобиль будет использоваться исключительно на длинных международных маршрутах между Советским Союзом и другими странами Европы, включая страны северного региона, а также Средний Восток…
На территории СССР существуют четыре центра для обслуживания грузовиков Volvo и большой склад запасных частей».

Шли годы, менялись политические и географические реалии. В 1991 году СССР распался на несколько независимых государств, а его правопреемником на международной арене оказалась Российская Федерация. Однако никакие политические катаклизмы не смогли поломать отношений между Volvo и ее партнерами, они продолжали развиваться, но теперь уже в условиях рыночной, а не социалистической экономики